ИТ-льготы. Кто может получить?

ИТ-льготы. Кто может получить?

Одной из наиболее заметных и часто обсуждаемых мер поддержки стало обновление программы преференций для ИТ-компаний. «Расчет» попросил Ольгу Рудько, налогового консультанта, руководителя проектов по ТЦО компании КСК Групп, собрать воедино все созданные правительством инструменты развития цифровой отрасли.

С 1 января 2021 года на территории России стартовал «налоговый маневр» в ИТ-отрасли. Изменения предусматривают:

  • снижение ставки налога на прибыль с 20% до 3%, где в федеральный бюджет зачисляется 3%, а в бюджет субъекта страны – 0%;

  • сокращение страховых взносов до 7,6%, в которых доля ПФР составляет 6,0%, ФСС – 1,5%, а ФОМС – 0,1%; 

  • освобождение от вывода из-под НДС операций по реализации исключительных прав на ПО, включенное в Единый реестр программ и баз данных.

Кто может применять льготы?

Использование преференций допустимо при одновременном выполнении нескольких условий. Компания должна иметь документ о государственной аккредитации как организация, работающая в ИТ-области. 

Среднесписочная численность за отчетный период составляет от семи человек. 

Показатель доли доходов – второе обязательное условие, так, от операций в ИТ-сфере по итогам отчетного периода доля действующих организаций или налогового периода для вновь созданных компаний должна составлять не менее 90% от суммы всех доходов. 

И наконец, еще одно, последнее, обязательное условие: деятельность в области ИТ не дает возможности распространять рекламную информацию или размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав; осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах и заключении сделок с ними.

Условия налогового маневра оказались настолько привлекательными, что еще на этапе обсуждения проекта закона началась массовая реструктуризация бизнеса: крупнейшие производственные предприятия решили выделять профильные ИТ-подразделения в самостоятельные «дочки», которые уже в начале работы могут претендовать на применение льгот. Так, например, по данным «Коммерсанта», подобные шаги предприняли, в частности, «Вымпелком», МТС, «Почта России» и другие. 

Фактически крупнейшие производственные компании начали разделять бизнес, чтобы получить возможность сэкономить на налогах. Что, к слову, равно необоснованной налоговой выгоде. Можно спросить – а что же ФНС России? 

Налоговое ведомство в своих письмах обратило внимание бизнеса на то, что если дробление преследует только единственную цель – «получить льготу», то каждой факт подобного «отделения» подлежит отдельному исследованию, в частности, такое мнение Служба высказала в письме от 21 января 2021 года № СД-4-2/[email protected], в письме от 20 февраля 2021 года № СД-4-3/2160 и в письме от 20 февраля 2021 года № СД-4-3/[email protected]

Существует несколько способов преобразовать структуру компании: как правило, это либо выделение, либо разделение. Изменение структуры может преследовать вполне объективные причины и иметь самостоятельную деловую цель. К примеру, диверсификацию видов деятельности. 

В этом случае имеет место действительное разделение объемов финансовых средств, имущества, рабочей силы. При таком разделении противозаконных действий нет. 

В то же время, если сама деловая цель состоит только в применении льгот, то есть компании выполняют схожие бизнес-процессы, используя одни ресурсы – обвинения в умышленном дроблении не избежать. 

В письме от 15 февраля 2019 года № 03-02-07/1/9647 со ссылкой на статью 54.1 НК РФ Минфин России указал, что вывод о применении налогоплательщиком схемы дробления бизнеса может быть сделан при наличии доказательств, которые в совокупности и взаимосвязи будут однозначно свидетельствовать о совершении компанией совместно с подконтрольными ей лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных не столько на разделение бизнеса самого по себе, что признается оптимизацией предпринимательской деятельности, сколько на получение в результате применения такой схемы необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения соответствующей налоговой обязанности или уклонения от ее исполнения. 

Подтверждение деловой цели

Получается, что в отсутствие фактов «дробления бизнеса» для применения льгот достаточно подтвердить лишь деловую цель? Нет! Бизнес-сообщество также столкнулось с проблемой выполнения условия о доле доходов более 90% от ИТ-деятельности. Основной вопрос – что считать такой деятельностью? И можно ли отступать от формулировок, указанных в пункте 1.15 статьи 284 и статье 427 НК РФ?

В первой половине 2021 года представители отрасли буквально засыпали Налоговую службу и Минфин вопросами о квалификации тех или иных видов деятельности, прямо не поименованных в утвержденных Налоговым кодексом формулировках, но частично относимых к ним. 

Ведомства не спешили давать свою оценку и зачастую рекомендовали обратиться за соответствующими разъяснениями в профильный государственный орган – Минцифры. 

В сентябре 2021 года ведомство выпустило разъяснения в части толкования отдельных понятий в сфере ИТ для их использования государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. 

Несмотря на опубликованные комментарии, большая часть вопросов осталась открытой. Для минимизации возможных рисков переход на применение льгот, предусмотренных налоговым маневром в ИТ-отрасли, лучше осуществлять совместно с внешними консультантами, разбирающимися в юридических и налоговых нюансах вопроса. 

Дополнительные условия

Параллельно с разъяснениями необходимых терминов Правительство России 9 сентября 2021 года утвердило «дорожную карту» по созданию дополнительных условий для развития цифровой отрасли – так называемый второй пакет мер поддержки. В документ включено 62 мероприятия, из них: 

  • 20 мероприятий в общесистемном статусе (нацелены на выравнивание условий ведения бизнеса в России для зарубежных и российских ИТ-компаний, стимулирование импортозамещения и продвижение российских цифровых решений на зарубежных рынках);

  • 42 мероприятия имеют точную направленность на стимулирование развития и внедрения российских разработок в определенных сегментах, включая «решения для бизнеса, электронные образовательные сервисы, цифровые медицинские сервисы, офисное программное обеспечение и операционные системы, обработку данных и облачные сервисы, решения в сфере искусственного интеллекта, больших данных  и интернета вещей, производство компьютерных игр и профессионального видеоконтента, решения в сфере информационной безопасности».

Для отдельных сегментов ИТ-рынка предусмотрены меры по снятию законодательных ограничений и барьеров для использования современных цифровых решений; введению отраслевых цифровых стандартов, определяющих необходимый уровень цифровизации соответствующих процессов и устанавливающих преимущественное использование для них российских программных продуктов и оборудования; финансированию создания российских цифровых платформ и типовых решений для бюджетных организаций; подготовке кадров для отдельных отраслей экономики, необходимых для внедрения современных цифровых решений.

Реализация «дорожной карты» должна дать дополнительный импульс развитию индустрии, качественному преобразованию отдельных сегментов экономики и социальной сферы. 

Новый пакет льгот

2 марта 2022 года вдобавок к уже названным мерам поддержки Правительством РФ предложено ввести ряд дополнительных мер:  

  • установить мораторий на плановые налоговые проверки в отношении ИТ-компаний на период 2022–2024 годов (реализован в Федеральном законе от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ);

  • снизить ставку по налогу на прибыль с 3% до 0%;

  • предусмотреть сохранение суммарного размера тарифов страховых взносов на уровне 7,6% (в ПФР – 6,0%, в ФСС – до 1,5%, в ФОМС – 0,1%); 

  • сохранить освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на ПО, включенное в Единый реестр программ для ЭВМ и баз данных.

Все это только повышает интерес к развитию бизнеса именно в этой отрасли. 

В заключение отмечу, что у вновь созданных компаний потенциально могут возникать риски оспаривания законности применения льгот в рамках налогового маневра. Поэтому бизнесу необходимо проанализировать текущую ситуацию и существующее документальное подтверждение операций, при необходимости доработать их. Заранее подготовить «защитные» файлы и не бояться будущих проверок.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами

наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Получить издание


Читать оригинал

Автор: Victor