Почему у работника-инвалида стоит попросить справку об инвалидности?

Почему у работника-инвалида стоит попросить справку об инвалидности?

С 1 января 2021 года на прямые выплаты соцстраховских пособий перейдут те регионы, которые пока еще на эту систему не перешли. Однако не стоит заблуждаться насчет того, что работы бухгалтеру станет в разы меньше. Расчет суммы пособия остается за фирмой. Остается также риск денежных потерь, если пособие по вине работодателя будет переплачено. Поэтому, отправляя в ФСС документы на выплату пособия, как и прежде, внимательно проверяйте те данные, которые влияют на расчет суммы к выплате. Переплату, если ее обнаружат, взыщут именно с вас.

Ограничения оплачиваемого периода нетрудоспособности

Вы знаете, что период нетрудоспособности, за который выплачивается больничное пособие, определяется в календарных днях, включая приходящиеся на этот период выходные.

Оплатить нужно весь период, до дня выздоровления или установления инвалидности.

Но не забывайте, что по количеству оплачиваемых дней нетрудоспособности в ряде случаев установлены ограничения:

  • если нетрудоспособность (кроме заболевания туберкулезом) наступила в период действия срочного трудового договора, оплатить можно не более 75 дней. Срочный договор – это договор, который заключается на период до 6 месяцев;
  • если сразу после стационара работника направили на долечивание в санаторий. В этом случае можно оплатить только 24 календарных дня (кроме заболевания туберкулезом);
  • инвалидам (кроме заболевания туберкулезом) оплачивают не более 4 месяцев подряд или 5 месяцев в течение года.

На выплатах больничного пособия работнику-инвалиду и погорела фирма, которая участвует в пилотном проекте по прямым выплатам ФСС, и по вине которой, как установил суд, пособие было переплачено.

Суть проигранного спора

При передаче данных на выплату больничных пособий в ФСС в рамках пилотного проекта компания не поставила в бюллетене отметку об инвалидности работника. В разделе «Заполняется работодателем» это должен быть код «45», что предусмотрено пунктом 64 Порядка выдачи больничных (утв. приказом Минздравсоцразвития от 29 июня 2011 г. № 624н).

В результате работнику заплатили больше положенного.

Судьи решили, что переплата произошла по вине работодателя, поэтому постановили взыскать излишне выплаченные деньги именно с него. Сумма переплаты поучилась довольно большая – более 150 тыс. рублей.

Не помогли доводы компании о том, что работник справку об установлении инвалидности не представлял (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. по делу № 88-1678/2020).

Как принять на работу инвалида

Инвалидом признают человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма и ограничениями к жизнедеятельности. Это может быть последствием заболевания, травмы или иного дефекта. 

В отдельных случаях при заключении трудового договора со стороны соискателя возможно предъявление дополнительных документов (ст. 65 ТК РФ).

Поступление на гражданскую или муниципальную службу требует обязательной медицинской справки об инвалидности. Уведомить об инвалидности можно в свободной форме, устно или письменно. Но обязательно нужно подать документы (справку и программу реабилитации). Они будут необходимы для получения льгот и гарантий.

При поступлении на работу в коммерческую фирму гражданин не обязан уведомлять работодателя о своей инвалидности. Соответственно, работник не сможет рассчитывать на льготы и гарантии (удлиненный отпуск, запреты на привлечение к сверхнормативному труду и др.).

Ну а работодатель при этом будет нести риск финансовых потерь, как в рассмотренном нами случае с оплатой больничных.

Поэтому лучше всего с работником, являющимся инвалидом, договориться о том, чтобы он представил справку об инвалидности. Это будет полезно самому работнику, а для компании — необходимо.

Если же вы принимаете работника-инвалида по квоте, то справка от него должна быть обязательна. Так как по данному работнику вы обязаны будете отчитываться в службу занятости.


Читать оригинал

Автор: Ekaterina