Как учитывать потери от пожара и страховую выплату в налоговой базе по прибыли?

Как учитывать потери от пожара и страховую выплату в налоговой базе по прибыли?

Любое чрезвычайное происшествие «несет» убытки в виде поврежденного имущества, товаров, готовой продукции и т.п. Если компания страхует свое имущество, она может получить страховку, которая в свою очередь будет считаться доходом. И расход, и доход учитываются в налогооблагаемой базе по прибыли.

О том, как учитывать доходы и расходы, возникшие в результате пожара или другого происшествия, Минфин разъяснил в письме № 03-03-06/1/89952 от 16.09.2022.

Расчет и уплата налога на прибыль регулируются главой 25 НК РФ. По общим правилам организация уменьшает сумму полученных доходов на сумму произведенных расходов, за исключением указанных в статье 270 НК РФ.

Учитываем расходы и доходы от пожара

В бухгалтерском учете потери, которые возникли в результате пожара или иного ЧС, относятся к прочим расходам. В налоговом учете — к внереализационным. 

Расходы компании, которые возникли как следствие пожара, ЧС или стихийного бедствия, бухгалтеры включают в состав внереализационных расходов, руководствуясь подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Какие расходы можно отнести к расходам от ЧС

К расходам, которые несет компания из-за пожара, наводнения, теракта и других ЧС, относятся:

  • стоимость уничтоженного или испорченного имущества, включая товары, готовую продукцию, но за исключением арендованного;
  • расходы на оплату работникам времени простоя;
  • потери от брака;
  • расходы, которые компания фактически понесла для ликвидации последствий ЧС;
  • расходы на предотвращение ЧС.

Если компания по страховке получает страховую выплату, ее нужно учесть в составе внереализационных доходов, подтвердив доход договором страхования.

Порядок признания внереализационных доходов и расходов определен п. 4 ст. 271 и п. 7 ст. 272 НК РФ.

Утраченные в результате пожара поврежденные ОС учитываются в расходах по остаточной стоимости, с учетом амортизации.

Есть мнение ФНС, что при учете в расходах стоимости сгоревшего имущества, нужно восстановить НДС, который был принят к вычету при покупке. Эту сумму налога затем можно учесть в расходах по налогу на прибыль. Но, суды не поддерживают налоговиков в этом вопросе.

Доходы от пожара или иного ЧС

Что касается доходов, которые могут быть получены в качестве возмещения ущерба, например, страховка, они включаются в состав внереализационных доходов на основании п.3 ст. 250 НК РФ.

Во внереализационные доходы также нужно включить сохранившиеся или оставшиеся от ОС материалы, которые еще могут быть использованы в дальнейшем. Их учитывают по рыночной стоимости на дату подписания акта о списании основных средств по форме № ОС-4 (или ОС-4а, ОС-4б).

Какими документами подтвердить расходы

Известная всем бухгалтерам статья 252 НК РФ требует, чтобы все расходы были экономически обоснованы и оформлены «первичкой». Это важно, при списании расходов. Без документов, налоговая вправе не принять расходы.

Потери от пожара отражаются:

  • Во-первых, на основании первички, подтверждающей потери.
  • Во-вторых, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором оформлены документы.

Документы, которые нужны, чтобы подтвердить ущерб от пожара

Сначала от органов власти нужно получить документы, подтверждающие сам факт пожара или иного ЧС. Затем, придется подготовить документы, в которых рассчитан и учтен размер нанесенного ущерба.

В случае пожара или иного ЧС организация обязана провести инвентаризацию по требованиям Закона «О бухгалтерском учете».

Примерный список выглядит так:

  1. Справка МЧС России.
  2. Протокол осмотра места происшествия работниками МЧС.
  3. Акт о пожаре, в котором указана причина.
  4. Инвентаризационные и иные документы, фиксирующие размер нанесенного ущерба.


Читать оригинал

Автор: Vika