Когда расходы на страхование не уменьшают прибыль

Когда расходы на страхование не уменьшают прибыль

При расчете налога на прибыль компании могут учитывать расходы на имущественное страхование. Такое страхование может быть обязательным и добровольным. А как учитывать расходы, определяет НК РФ. Отступление от этого порядка гарантирует снятие расходов и доначисление налога. Об этом периодически напоминает Минфин и подтверждает судебная практика.

Как учитывать расходы на страхование имущества

В каком порядке учитывать расходы на имущественное страхование, напомнил Минфин в письме от 8 октября 2020 г. № 03-03-06/1/88006.

Порядок учета расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование определен в статье 263 НК РФ.

При налогообложении прибыли организации вправе учесть страховые взносы:

  • на все виды обязательного имущественного страхования – в пределах страховых тарифов;
  • на виды добровольного страхования в соответствии со списком, который дан в пункте 1 этой статьи, — в фактической сумме.

Добровольное страхование имущества включает, например, такие виды страхования:

  • средств транспорта;
  • грузов;
  • основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства;
  • рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
  • товарно-материальных запасов;
  • урожая сельскохозяйственных культур и животных;
  • иного имущества, которое используется налогоплательщиком для деятельности, направленной на получение дохода;
  • ответственности за причинение вреда третьим лицам;
  • ответственность за причинение вреда окружающей среде в результате чрезвычайной ситуации на опасном объекте.

Взносы на виды добровольного имущественного страхования, которые не перечислены в пункте 1 статьи 263 НК РФ, можно учесть только тогда, когда страхование является обязательным условием для осуществления деятельности фирмы (подп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ).

В налоговом учете затраты на обязательное страхование включают в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством России. Затраты на добровольное страхование включают в сумме фактических расходов.

Как учесть страховые платежи

Расходы по оплате страховых платежей по тем видам страхования, которые принимаются в расходы, могут относиться к нескольким отчетным периодам. Так бывает, когда договор оплачивают разовым платежом. Расходы в этом случае нужно равномерно распределить между периодами пропорционально количеству дней, в течение которых действует договор (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Расходы на страхование в налоговом учете отражают только после их оплаты.

Пример. Распределение страховой премии по имущественному страхованию

В январе отчетного года фирма заключила договор добровольного страхования материалов, которые находятся на складе, от пожара. Срок действия договора – 2 года (720 календарных дней). По договору фирма единовременно перечислила страховую премию в сумме 160 000 руб.

Сумма затрат, которую бухгалтер ежемесячно включает в состав расходов, составит:

160 000 руб. : 720 дн. × 30 дн. = 6666 руб.

Эта сумма ежемесячно относится:

  • в бухгалтерском учете – к расходам по обычным видам деятельности;
  • в налоговом учете – к прочим расходам.

Нельзя списывать все расходы на страхование одновременно. В этом случае доначисление налога на прибыль гарантированно (см., к примеру, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12 сентября 2017 г. № А33-17944/2016).

По каким договорам расходы не примут

Так, судьи не поддержали фирму, которая включила в расходы страховые взносы по договору страхования коммерческих кредитов.

Этот вид страхования не относится к обязательным. А поскольку это добровольное страхование, фирме нужно было сначала убедиться, что оно относится к разрешенным видам из пункта 1 статьи 263 НК РФ.

Но страхования коммерческих кредитов (а также и других подобных страховок — дебиторской задолженности, расчетов с покупателями и т.п.) в НК РФ нет. Также такое страхование не является обязательным условием для осуществления деятельности фирмы.

Значит, учитывать в налоговой базе расходы по таким договорам страхования нельзя (см. определение ВС РФ от 2 ноября 2020 г. № 301-ЭС20-16165).

Когда вы решаете вопрос о том, можно или нельзя учитывать в налоговых расходах страховые платежи, нужно руководствоваться НК РФ. Даже если вы твердо уверены, что ваша страховка связана с предпринимательской деятельностью и направлена на предотвращение убытков, вашу правоту не признают.

А неприятности бывают даже с обязательным страхованием. Самый распространенный вид – ОСАГО.

Например, арендатор оплатил полис, который оформлен на собственника ТС, и он же фигурирует в документах на оплату страховки. Расходы у арендатора сняли (см. постановление АС Северо-Западного округа от 12 апреля 2018 г. № А42-8131/2016).

Расходы примут, если документы по ОСАГО будут оформлены на арендатора.

Но и это еще не все.

Будьте внимательны, заключая договор аренды ТС с экипажем. В нем нужно обязательно прописать, что страховку по ОСАГО оплачивает арендатор. Если этого условия в договоре нет, страховать обязан собственник (ст. 637 ГК РФ). А расходы у арендатора снимут, как неоправданные.


Читать оригинал

Автор: Vika