Электронные транспортные накладные с 2022 года: для кого обязательно, как перейти

Электронные транспортные накладные с 2022 года: для кого обязательно, как перейти

С 2022 года запускается государственная информационная система (ГИС) электронных перевозочных документов. Все участники рынка перевозок, включая логистические, экспедиционные, транспортные компании и крупные грузоотправители и грузополучатели должны будут оформлять документы в электронном формате с регистрацией в системе.

Перейти на электронный документооборот обязаны компании, работающие на рынке грузоперевозок. Подключение к системе начнется после 1 января 2022 года через операторов электронного документооборота, одобренных Минтрансом.

Алгоритм работы с электронными документами

Алгоритм работы с электронными документами довольно простой. Он укладывается в логику обычной программы с доступом через интернет. Бухгалтерам, сдающим отчетностью через операторов ЭДО, буде несложно разобраться с электронными накладными.

  1. Грузоотправитель формирует накладную в своей бухгалтерской системе, которую нужно будет интегрировать с ГИС через оператора ЭДО.
  2. В накладной указываются данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза.
  3. Накладная подписывается ответственным за отгрузку квалифицированной электронной подписью (КЭП).
  4. Сформированная накладная попадает в ГИС через оператора ЭДО.
  5. Эту накладную видят в ГИС перевозчик и грузополучатель (эти данные были внесены в поля электронной накладной).
  6. После того, как товар прибыл, Грузополучатель открывает накладную в системе, подтверждает приемку груза и подписывает накладную электронной цифровой подписью со своей стороны.
  7. Отказ в приемке, замечания вносятся с дополнительные поля системы.
  8. Подписанная Грузополучателем накладная видна Грузоотправителю и перевозчику в системе.
  9. Водитель, который непосредственно перевозит груз, может отслеживать документооборот с помощью специального приложения, которое нужно установить на свой смартфон или планшет. 
  10. В этом же приложении он может открыть накладную, добавить свои замечания. Водителю, как и всем другим сотрудникам, ответственным за доставку груза понадобится электронная цифровая подпись.

Работникам, участвующим в системе электронного документооборота по перевозке грузов (водителю, кладовщику, экспедитору и т.п.) нужно оформить электронные цифровые подписи для работы в системе. Водителя, скорее всего, придется обеспечить корпоративным смартфоном и/или планшетом.

Электронная транспортная накладная

Новая форма транспортной накладной утверждена с 2022 года. Электронная форма – это та же бумажная, только в цифровом формате. Заполнять ее нужно будет в системе, добавляя сведения в поля формы накладной.

Электронная транспортная накладная имеет такой же статус, как и бумажная. Она подтверждает расходы на доставку груза.

Если компания подключена с ГИС и перешла на электронный документооборот, бухгалтерии не нужно распечатывать транспортные накладные и хранить их на бумаге.

Кто обязан перейти на электронные транспортные накладные и когда

Обязательный переход на электронные транспортные накладные намечен на 1 января 2023 года.

В 2022 году подключение к ГИС – дело добровольное.

Но, очевидно, что крупным грузоотправителям и грузополучателям, логическим и транспортным компаниям, лучше не откладывать и подключаться к системе сразу, как только ее запустят в полном режиме.

Пока пользователей в системе будет немного, можно спокойной отладить электронный документооборот в своей компании и обучить персонал. Не секрет, что даже такой большой ресурс как госуслуги, подвисал при большом наплыве пользователей, например, в день сдачи отчетов о вакцинированных работниках.

Как подготовится к ЭДО с электронными транспортными накладными

Переход на ЭДО пройдет спокойно в рабочем режиме, если к нему подготовится заранее. Вот несколько советов, что нужно сделать.

  1. Проверить, как сейчас оформляется отгрузка-приема товаров и составить список работников, участвующих в этом процессе. При необходимость какие-то процессы оптимизировать.
  2. Оформить за счет компании квалицированные подписи для работников. Напоминаем, что трудовое законодательство запрещает, требовать ЭЦП от работника. Лучше всего оформлять подписи через ФНС.
  3. Проверить на каком оборудовании и в каких системах работают сотрудники, отвечающие за отгрузку и доставку грузов. Возможно кладовщикам, водителям или менеджерам нужно будет заменить ПК или докупить смартфоны или планшеты.
  4. Выбрать оператора ЭДО из списка, который утвердить Минтранс (после 1 января 2022 года). Согласовать с оператором возможность интеграции системы с вашей бухгалтерской программой.
  5. Подключится к ГИС электронных перевозочных документов.
  6. Провести обучение или консультирование работников, участвующих в отгрузке-приемке товаров.
  7. Подписать соглашения об обмене электронными документами: одно — с транспортной или экспедиционной компанией, второе – с грузоотправителем или грузополучателем.

Чего ожидать от ЭДО в перевозках

Электронный документооборот позволит избавится от потери документов, неправильного их оформления, даст возможность отслеживать доставку и отказаться от бумажных архивов.

Но, при этом за работу с ГИС через оператора ЭДО придется регулярно платить. От 3 000 рублей в год по состоянию на 2022 год.

Возможно, придется оплачивать ЭЦП для работников, налоговая предоставляет бесплатно ограниченное число подписей.

Вероятно, придется закупать программное обеспечение и смартфоны (планшеты), как минимум, для водителей.


Читать оригинал

Автор: Ekaterina