Упрощенный бухучет – для тех, кто не подлежит обязательному аудиту. Таких стало больше

Упрощенный бухучет – для тех, кто не подлежит обязательному аудиту. Таких стало больше

Не проводить аудит бухгалтерской отчетности с 2021 года могут больше компаний. Увеличили сумму активов и лимит доходов, при превышении которых аудит обязателен. Это значит, что больше компаний теперь имеют возможность вести бухучет в упрощенном порядке, то есть пользоваться поблажками при применении правил бухучета.

Как изменили лимиты

Начнем с того, что показатель «выручка», который использовался раньше, заменили показателем «налоговые доходы». А он шире, потому что включает, кроме выручки, еще и внереализационные доходы.

Итак, раньше под аудит подпадали компании, у которых за предыдущий отчетный год:

  • выручка составляла более 400 млн. рублей;
  • (или) сумма активов превышала 60 млн. рублей.

С 1 января 2021 года эти лимиты повысили. Теперь аудит обязателен, если за год, предшествующий отчетному:

  • налоговые доходы превышают 800 млн. рублей;
  • (или) сумма активов составляет более 400 млн. рублей.

Это новшество введено Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ о поправках в Закон «Об аудиторской деятельности».

Правда, предусмотрено такое исключение.

Вы знаете, что на практике проверка начинается уже в процессе формирования отчетности бухгалтерией. Это дает представление о положении дел в компании, о состоянии учетных регистров, позволяет выявить опасные сделки и внести корректировки в отчетность.

Поэтому если фирма в прошлом году подпадала под обязательный аудит, и проверка началась до 1 января 2021 года, аудит отчетности за 2020 год нужно будет провести.

В чем суть упрощенного бухучета

Упрощать учет вправе малые предприятия, но только те, которые не подпадают под обязательный аудит (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Как видно, теперь практически все малые предприятия не обязаны проводить аудит, следовательно, смогут пользоваться льготами по бухучету.

А что это за льготы?

Так, малые предприятия не обязаны:

  • создавать резервы предстоящих расходов (п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»);
  • применять специальные корректировки при учете расходов по договорам строительного подряда (п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»);
  • применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2 ПБУ 18/02);
  • раскрывать в годовой бухгалтерской отчетности информацию по прекращаемой деятельности (п. 3.1 ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»);
  • разобраться с налогами;
  • отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы (п. 3 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»).

Другими словами, от применения этих ПБУ малые предприятия полностью освобождены .

Что касается других нормативов, то малые предприятия могут выбирать из них те положения, которые предоставляют им определенные послабления, и закреплять их в учетной политике.

В частности, с 2021 года произошел глобальный переворот в учете запасов по новому ФСБУ 5/2019. Но малым предприятиям можно не ломать голову над всеми его новшествами, а применять только те положения, которые им предписаны.


Читать оригинал

Автор: Vika